Авторы
- Мусралинова Айжан Хажмуратовна
- Стоцкая Елена Сергеевна кандидат биологических наук, доцент
Аннотация
Теоретико-методологические аспекты проведения занятий с детьми с расстройства аутистического спектра все больше базируются на построении методик, основанных на взаимосвязи компонентов развития — психических, двигательных, эмоциональных. Ученые делают акцент на необходимости изучения их взаимовлияния. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи психического состояния, основных движений, физических качеств и равновесия у мальчиков 9–10 лет с расстройствами аутистического спектра. В исследовании приняли участие 31 мальчик с расстройствами аутистического спектра и 37 нормотипичных мальчиков в возрасте 9–10 лет. Оценивали психическое состояние, основные движения, физические качества и равновесие, а также взаимосвязь данных показателей. Было определено снижение показателей, характеризующих основные движения, физические качества и равновесие у мальчиков с расстройствами аутистического спектра, по сравнению с показателями нормотипичных мальчиков. Выявленные низкие, средние и высокие корреляционные связи между показателями психического состояния, основных движений, физических качеств и равновесия, указывают на прямую зависимость тяжести психических отклонений и ухудшения моторного развития у мальчиков с расстройствами аутистического спектра. Влияние в первом факторе показателей между собой определило важную роль в совокупности всех изучаемых параметров. В связи с этим изучение взаимосвязей между психическим состоянием и моторным развитием позволит обосновать дифференцированный подход использования средств адаптивного физического воспитания на занятиях у данной категории детей.
Как ссылаться
Мусралинова, А. Х. & Стоцкая, Е. С. (2024). ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Вестник МГПУ «Естественные науки», № 2 (54), 97. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2024.54.2.09
Список литературы
1.
1. Бебчук М. А. Шапошникава А. Ф., Басова А. Я. Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА): метод. рекомендации / НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ. М.: ДПК Пресс, 2020. 32 с.
2.
2. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: НГПУ, 1998. 238 с.
3.
3. Лапшина Ю. Ю. Когнитивные и нейробиологические аспекты раннего детского аутизма (обзор литературы) // Интеграция медицины и психологии в XXI веке: сб. ст. / под ред. С. И. Блохиной, E. Т. Соколовой, Л. Т. Баранской. Екатеринбург: СВ-96, 2007. С. 145–158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25554020&pff=1
4.
4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. М.: АСТ, 1998. 271 с.
5.
5. Мусралинова А. Х., Стоцкая Е. С., Налобина А. Н. Оценка физической подготовленности юных футболистов с общими расстройствами поведения и психическими нарушениями // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Омск: СибГУФК, 2019. С. 178–185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39192018
6.
6. Мусралинова А. Х. Физкультурно-оздоровительные занятия по катанию на роликовых коньках как часть адаптивного физического воспитания детей с расстройствами аутистического спектра // «Университетский спорт: здоровье и процветание нации»: материалы XI Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. Чирчик: УзГУФКС, 2022. С. 465–466. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49737722
7.
7. Наумова Т. В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Саратов: СГУ, 2020. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissertation/synopsis/2020/03/22/naumova_t.v._avtoreferat.pdf