Авторы
- Быховская Ирина Марковна Доктор философских наук, профессор
- Семыкина Наталья Сергеевна
Аннотация
В статье рассматривается процесс социализации личности старших дошкольников на основе стратегии сопряжения двух его векторов: формирования двигательной культуры ребенка и развития его эмоционально-коммуникативной культуры. В отличие от традиционного рассмотрения этих двух направлений деятельности как относительно самостоятельных, в статье обосновывается возможность и продуктивность использования богатого потенциала двигательных
практик не только для физического совершенствования ребенка, «окультуривания» его телесно-двигательной активности, но и для формирования и закрепления его коммуникативных навыков, развития культуры эмоционального самовыражения. Выбор возрастной группы (старшие дошкольники) для анализа обозначенного подхода обусловлен как высокой значимостью этого периода для процесса социализации, так и практическим опытом работы с такой группой у одного из авторов статьи.
Как ссылаться
Быховская, И. М. & Семыкина, Н. С. (2024). ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Вестник МГПУ «Естественные науки», № 2 (54), 129. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2024.54.2.12
Список литературы
1.
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 195 с.
2.
2. Безруких М. М., Верба А. С., Филиппова Т. А. Ориентиры развития ребёнка 6–7 лет. Как отследить динамику развития детей. Диагностическое пособие. М.: Просвещение, 2023. 40с.
3.
3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / публ. подгот. И. М. Фейгенбергом; [вступ. статьи В. М. Зациорского, И. М. Фейгенберга]. М.: Физкультура и спорт, 1991. 287 с.
4.
4. Быховская И. М. Телесная/физическая культура // Прикладная культурология. Энциклопедия. М.: Согласие, 2019. С. 529–537. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38570023
5.
5. Быховская И. М. Физическая культура как культура тела: антропологический контрапункт природного и социального // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2020. №. 4. С. 92–109. DOI: 10.25688/2076-9091.2020.40.4.8
6.
6. Быховская И. М., Люлевич И. Ю. Аксиология телесности и здоровья: вертикали и горизонтали сравнительно-культурного анализа // Международный журнал исследований культуры (электронное издание). 2018. № 4. С. 208–223. DOI: 10.24411/2079-1100-2018-00076
7.
7. Уденховен В. Н., Уденховен Р. Д. Раннее развитие детей. Культурологический подход. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 223 с.
8.
8. Венскович Д. А. История эволюции двигательной культуры // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriyaevolyutsii-dvigatelnoy-kultury/viewer
9.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Репина Т. А. Социальная психология дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с.
10.
10. Дорофеева Е. Е. Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста: теории и подходы // Современное дошкольное образование. 2023. № 3 (117). С. 17–35. DOI: 10.24412/27824519202331171735
11.
11. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 235 с.
12.
12. Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В. Актуальные практики и инструменты физического воспитания в эпоху цифровых технологий: зарубежный опыт // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2020. № 4. С. 77–91. DOI: 10.25688/2076-9091.2020.40.4.7
13.
13. Мартинсоне К. (ред.). Искусствотерапия. СПб.: Речь, 2014. 352 с.
14.
14. Микляева Н. В., Чудесникова Т. А., Бардалим В. В. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста. М.: Директмедиа Паблишинг, 2023. 120 с.
15.
15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.
16.
16. Сироткина И. Е. Двигательная культура, как объект науки // Этнографическое обозрение. 2018. № 6. С. 12–24.
17.
17. Физическая культура в XXI веке: концептуальные основы, инновационные методики и модели образовательных практик: монография / под ред. А. Э. Страдзе, И. М. Быховской. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 287 с.
18.
18. Цзинь Ли. Культурные основы обучения: Восток и Запад / пер. с англ. А. Апполонова, Т. Котельниковой, под науч. ред. С. Р. Филоновича. 2-е изд. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 464 с.
19.
19. Шеманов А. Арт-терапия // Прикладная культурология. Энциклопедия. М.: Согласие, 2019. С. 529–537. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38570023
20.
20. Donnelly F. C., Mueller S., Gallahue D. L. Developmental Physical Education for All Children: Theory Into Practice. London: Human Kinetics, 2017. 663 p.
21.
21. Le Boulch, J. Le corps a l’ecole au XX1e. Paris: Presses Universitaires de France, 1998. 406 p.
22.
22. Nikolitsa A. Dance movement psychotherapy: history, theory, methodology, tools. Athens: Angelakis Public, 2018. 250 p.
23.
23. Payne H. Creative dance and movement in groupwork. 2nd ed. London: Routlegde, 2020. 352 p.
24.
24. Sherborne V. Developmental Movement for children: mainstream, special needs and pre-school. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 121 p.
25.
25. Smith W., Ovens A., Philpot R. Games-based movement education: developing a sense of self, belonging, and community through games // Physical Education and Sport Pedagogy. 2021. Vol. 26 (3). P. 242–254.