Главная Выпуски № 3 (55)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Социальные предпосылки формирования физической культуры , УДК: 378.17 DOI: 10.25688/2076-9091.2024.55.3.12

Авторы

  • Щелина Тамара Тимофеевна доктор педагогических наук, профессор
  • Акутина Светлана Петровна доктор педагогических наук
  • Михайлова Светлана Владимировна кандидат биологических наук
  • Сидорова Татьяна Владиславовна кандидат педагогических наук, доцент
  • Полякова Татьяна Александровна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность проведенного исследования обусловлена ежегодным ростом числа неполных семей и важностью выявления структурных проблем физического состояния, социально-психологических особенностей подростков и молодежи из таких семей для своевременного проведения профилактических мероприятий. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является применение «Дневника здоровья студента», в соответствии с заданиями которого ежегодно проводилась оценка физического здоровья, физической подготовленности, биологического возраста, социально-психологических особенностей и образа жизни студентов. Для проведения сравнительного анализа использовали показатели студентов из полных и неполных семей, полученные в 2012–2014 и в 2022–2024 гг. В ходе исследования было выявлено, что у студентов из неполных семей уровень физического здоровья и физической подготовленности выше, но на фоне большей доли молодежи с ускоренным темпом старения, что свидетельствует о поддержании оптимального физического состояния за счет чрезмерного расходования внутренних резервов, ведущего к преждевременному старению организма. У студентов из неполных семей ниже индекс качества жизни, уровень активности и настроения, а также выше показатели ситуативной и личностной тревожности. Образ жизни студентов из неполных семей характеризуется меньшей спортивной активностью, в большей степени приобщением к табакокурению, им чаще приходится устраиваться на работу и совмещать ее с учебой, при этом среди них ниже распространенность простудных заболеваний в сравнении со студентами из полных семей. У студентов из неполных семей выше самооценка здоровья, так как с учетом их большей занятости они меньше беспокоятся о сохранении и укреплении здоровья, не обращают внимание на первые симптомы нездоровья. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, у студентов из неполных семей остаются скрытые проблемы со здоровьем, как физиологического, так и психологического характера, которые были выявлены в результате проведенного исследования. Представленные в статье материалы показывают важность мониторинговых исследований среди подростков и молодежи, позволяющих на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья, в том числе и среди студентов из неполных семей, и своевременно проводить профилактические мероприятия.

Как ссылаться

Щелина, Т. Т., Акутина, С. П., Михайлова, С. В., Сидорова, Т. В. & Полякова, Т. А. (2024). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Вестник МГПУ «Естественные науки», № 3 (55), 131. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2024.55.3.12
Список литературы
1. 1. Акутина С. П. Семья как фактор психологического здоровья ребенка // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы V Международной заочной научно-практической конференции 31 марта 2017 г. / под ред. Т. Т. Щелиной, С. П. Акутиной. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 63–67.
2. 2. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. № 11. С. 108–113. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/11-2001/018Dementeva.pdf
3. 3. Зудилина И. Ю., Романов Д. В., Филатов Т. В. Мотивационно-потребностные характеристики социальной активности студентов из неполных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 24–32. https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-1-293-24-32
4. 4. Калюжный Е. А., Михайлова С. В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. 2014. № 7 (35). С. 5–8.
5. 5. Курагина Г. С. Особенности социализации детей из неполных семей // Академия профессионального образования. 2015. № 7. С. 47–52.
6. 6. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». Ч. 2. М., 2002. С. 236–238.
7. 7. Методические рекомендации к освоению дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)». Материалы для выполнения заданий Дневника здоровья студента. Сост.: С. В. Михайлова, Т. В. Сидорова, Т. А. Полякова и др. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. 50 с.
8. 8. Михайлова С. В., Денисов Р. А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. Июнь 2014. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35378
9. 9. Михайлова С. В., Карпова И. И., Чалкова Г. В., Титова М. Н., Любаев А. В. Оценка индивидуального здоровья студентов из различных социальных групп // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18665
10. 10. Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S2. URL: http://e-koncept.ru/2017/470029.htm
11. 11. Пац Н. В., Редькин Д. А., Пац О. В. Некоторые аспекты медико-социального портрета подростков и молодежи из неполных семей // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 1 (17). С. 33–42. URL: http://hpcas.ru/article/view/7461
12. 12. Паспорт здоровья студента: учебно-методический комплекс / Сост.: Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, С. В. Михайлова, Н. В. Жулин, В. Ю. Маслова. Арзамас: АФ ННГУ, 2014. 20 с.
13. 13. Размахова С. Ю., Борисовец Д. Р. Самооценка физического состояния, безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни студентов очно-заочной формы обучения // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2023. № 3 (51). С. 121. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2023.51.3.10
14. 14. Раевский Р. Т., Канишевский С. М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / под общ. ред. Р. Т. Раевского. Одесса: Наука и техника, 2008. 556 с.
15. 15. Смирнов В. М., Селиванова О. В. Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь // Экономика труда. 2023. Т. 10. № 5. С. 695–714. https://doi.org/10.18334/et.10.5.117824
16. 16. Федорова А. Ф. К вопросу о проблеме неполной семьи, где воспитанием занимается одинокая мать // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 132–134.
17. 17. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.
18. 18. Щелина Т. Т., Акутина С. П., Михайлова С. В., Полякова Т. А., Сидорова Т. В. Исследование влияния различных социальных факторов на физическое здоровье студентов в период обучения в вузе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. 2023. Т. 9. № 2. С. 239–250. URL: https://sn-biolchem.cfuv.ru/wp-content/uploads/2023/08/20_SHHelina.pdf?ysclid=lvajg2ufo9519570592
19. 19. Щелина Т. Т., Акутина С. П., Сидорова Т. В., Михайлова С. В. Социально-биологические аспекты физического здоровья современных студентов // Современные вопросы биомедицины. 2023. Т. 7. № 4 (25). С. 201–208. URL: https://svbskfmba.ru/arkhiv-nomerov/2023-4/shchelina2023?ysclid=lvajh5ay3i858805432
20. 20. Nelson R., Paynter J., Arroll B. Factors influencing cigarette access behaviour among 14–15-year-olds in New Zealand: A cross-sectional study // Journal of Primary Health Care. 2011. № 3 (2). P. 114–122.
21. 21. Owusu-Agyeman Y., Fourie-Malherbe M. Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education // Studies in Higher Education. 2019. Р. 1–15. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1666263
22. 22. Chen I.-J., Zhang H., Wei B., Guo Z. The model of children’s social adjustment under the gender-roles absence in single-parent families // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 54 (3). P. 316–324.
Скачать файл .pdf 443.29 кб