Авторы
- Смагина Татьяна Валентиновна кандидат биологических наук
Аннотация
Актуальность работы обусловлена тем, что ритм жизни студента сопровождается заметным снижением общего уровня его функционального состояния и соматического здоровья. Этот и многие другие факторы, такие как вредные привычки, ухудшение экологического состояния окружающей среды, частый стресс и т. д., приводят к росту сердечно-сосудистых заболеваний у студентов, что может значительно снижать эффективность учебного процесса. Целью нашего исследования являлась оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов-первокурсников под влиянием на нее учебной деятельности. В обследовании приняли участие 50 студентов первого курса в возрасте 17–19 лет. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа: в начале и конце семестра. Определение базовых гемодинамических показателей проводили по методике Короткова электронным измерителем фирмы Gentle. Анализ вариабельности сердечного ритма, индекса централизации, стресс-индекса и обработка кардиоинтервалограммы проводился путем применения аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51» (методика Р. М. Баевского). Обработка цифрового материала осуществлялась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel. Определение уровня риска развития сердечно-сосудистых
заболеваний у студентов первого курса показало отсутствие предрасположенности к их развитию. Оценка гемодинамических показателей во время лекционных занятий и в период сессии выявила, что экзаменационные нагрузки вызывают статистически достоверные повышения показателей частоты сердечного ритма, что свидетельствует об увеличении функционального напряжения в конце учебного семестра. Это говорит о высоком воздействии окружающей среды и ее факторов на организм в этот период. Во время исследования было выявлено повышение количества студентов с показателем стресс-индекса и мощности LF выше нормальных значений в период экзаменационной сессии, что указывает на усиление тонуса симпатической нервной системы, активизация которой происходит при стрессовых воздействиях. Результаты исследований позволили определить уровень состояния сердечно-сосудистой системы первокурсников, а соответственно, наличие или отсутствие риска развития патологий сердечно-сосудистой системы.
Как ссылаться
Смагина, Т. В. (2025). ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА Вестник МГПУ «Естественные науки», № 2 (58), 147. https://doi.org/10.24412/2076-9091-2025-258-147-156
Список литературы
1.
1. Евсевьева М. Е., Иванова Л. В., Ростовцева М. В. Профессиональный стресс и дисрегуляция сердечно-сосудистой системы: аспекты комплексной диагностики. Ставрополь: Ставропольский государственный медицинский университет, 2016. 150 с.
2.
2. Зверева М. В., Бобков Г. С., Федорова Е. Ю., Бобкова С. Н. Оценка сердечной деятельности лиц юношеского возраста на фоне учебного стресса // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2021. № 3 (79). С. 116–118.
https://doi.org/10.19163/1994-9480-2021-3(79)-116-118
3.
3. Коновалова Г. М., Севрюкова Г. А. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2011. № 1. С. 74–83.
4.
4. Кучма В. Р. Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья в системе охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021. № 1. С. 4–11.
5.
5. Погонышева И. А., Погонышев Д. А. Факторы риска развития дисфункций сердечно-сосудистой системы у студентов НВГУ // Научный медицинский вестник Югры. 2014. № 1-2 (5-6). С. 154–166.
6.
6. Рябыкина Г. В. Метод дисперсионного картирования ЭКГ при скрининговом обследовании населения // Функциональная диагностика. 2010. № 1. С. 36–42.

