Авторы
- Власова Светлана Викторовна кандидат медицинских наук, доцент
- Кохан Сергей Тихонович кандидат медицинских наук, доцент
Аннотация
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена ежегодным увеличением числа лиц с ограниченными возможностями, что требует совершенствования подходов к организации образовательного процесса в специализированных учреждениях, в том числе по физической культуре. В связи с этим данная статья направлена на выявление особенностей оценки учащимися системы организации учебных и внеурочных занятий по физической культуре для лиц с нарушением слуха. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод анкетирования. Выборка исследования включала 91 человек. Было проведено социологическое исследование среди учащихся с нарушениями слуха и здоровых школьников, средний возраст которых составил 14,8 ± 2,1 лет и 14,4 ± 2,3 лет в указанных группах соответственно. Среди 46 учащихся первой группы 29 человек были тотально глухие и 17 человек — слабослышащие. Вторая группа насчитывала 45 нормотипичных школьников общеобразовательной школы. В статье выявлена положительная оценка деятельности преподавателей и организаторов спортивных соревнований, раскрыты основные различия физической активности во время внеурочных занятий, которая статистически значимо была выше (χ2 = 6,1, p = 0,047) среди учащихся с нарушениями слуха, и двигательной активности во время учебных уроков физической культурой, которая была выше у нормотипичных школьников (χ2 = 12,0, р = 0,003). Обоснованы подходы к совершенствованию организации образовательного процесса по физической культуре в урочное время для специализированного учреждения.
Как ссылаться
Власова, С. В. & Кохан, С. Т. (2023). Двигательная активность школьников с нарушением слуха: сравнительная характеристика Вестник МГПУ «Естественные науки», 2023, №3 (51), 90. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2023.51.3.07
Список литературы
1.
1. Бралитис Г., Кохан С. Т., Середкин А. К. Популяризация и развитие настольных спортивных игр: практическое пособие / под ред. С. Т. Кохана. Чита: ЗабГУ, 2021. 104 с.
2.
2. Бекузарова Н. В. Назаренко Е. М., Тетерина А. В. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Мир науки и мысли. 2023. № 2. С. 113–116. DOI: 10.24412/2949-1509-2023-2-113-116
3.
3. Буркина И. В., Лукьяненко Н. В., Буркина А. О. Эдукологический поиск интегративной реализации гуманитарно-гуманистического подхода в физическом воспитании школьников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 75–81.
4.
4. Козлов А. В., Козлова М. А. Формирование личностных качеств у студентов специальных медицинских групп средствами использования настольных спортивных игр на занятиях физической культурой // Международный научный журнал. 2020. № 5. С. 118–126. DOI: 10.34286/1995-4638-2020-74-5-118-126
5.
5. Красницкая О. В., Предохина Ю. А. Физическое воспитание детей с нарушением слуха в условиях современных образовательных программ // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. 2021. С. 150–153.
6.
6. Мелентьева Н. Н., Лопухина А. С., Сверкунова Н. С. Настольные спортивные игры: возможности в адаптивном физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. 7. № 2. С. 93–98. DOI: 10.47475/ 2500-0365-2022-17214
7.
7. Попова Е. С., Иванова Н. А. Проблема недостаточной физической активности современных школьников // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 110–114.
8.
8. Хусточка А. В. Результаты исследования уровня физической подготовленности учащихся основной школы // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 4 (61). С. 171–176.
9.
9. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2002. 212 с.
10.
10. Barranco-Ruiz Y. Mode of commuting to school and its association with physical activity and sedentary habits in young Ecuadorian students / Y. Barranco-Ruiz, A. X. Guevara-Paz, R. Ramírez-Vélez et al. // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2018. № 15. S. 2704. DOI: 10.3390/ijerph15122704
11.
11. Bull F. C. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior / F. C. Bull, S. S. AlAnsari, S. Biddle et al. // Br J Sports Med. 2020. № 54. P. 1451–1462. DOI: 10.1136/bjsports-2020-102955
12.
12. Chen S. Evolution of a Concept-Based Physical Education Unit for Energy Balance Education / S. Chen, X. Zhu, J. Androzzi et al. // Journal of Sport and Health Science.2018. № 7. P. 353–362. DOI: 10.1016/ j.jshs.2016.06.011
13.
13. Corder K. Change in objectively measured physical activity during the transition to adolescence / K. Corder, S. J. Sharp, A. J. Atkin et al. // Br. J. Sports Med. 2014. № 49. P. 730–736.
14.
14. Fiorini M. L. S., Manzini E. J. Strategies of Physical Education Teachers to Promote the Participation of Students with Hearing Impairment in Classrooms // Revi sta Brasileira de Educação Especial. 2018. № 24. P. 183–198.
15.
15. Fraguela-Vale R. Basic Psychological Needs, Physical Self-Concept, and Physical Activity Among Adolescents: Autonomy in Focus / R. Fraguela-Vale, L. Varela-Garrote, M. Carretero-García et al. // Front. Psychol. 2020. № 11. Р. 491. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00491
16.
16. Geidne S., Hoye A. Van. Health Promotion in Sport, through Sport, as an Outcome of Sport, or Health-Promoting Sport — What Is the Difference? // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. № 18. Р. 9045. DOI: 10.3390/ijerph18179045
17.
17. Kandola A. Depressive symptoms and objectively measured physical activity and sedentary behaviour throughout adolescence: a prospective cohort study / A. Kandola, G. Lewis, D. P. J. Osborn et al. // The lancet. Psychiatry. 2020. № 7 (3). P. 262–271. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30034-1
18.
18. Van Sluijs E. M. F. Physical activity behaviours in adolescence: current evidence and opportunities for intervention / E. M. F. van Sluijs, U. Ekelund, I. Crochemore-Silva et al. // Lancet (London, England). 2021. № 398 (10298). P. 429–442. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)01259-9
19.
19. Martínez-Martínez F. D., González-Hernández, J. Práctica de actividad física, conducta prosocial y autoconcepto en adolescentes: conexiones en el contexto escolar // Electron. J. Res. Educ. Psychol. 2018. № 16. P. 555–577. DOI: 10.25115/ejrep.v16i46.2235
20.
20. Organización de las Naciones Unidas para la Educación, la Ciencia y la Cultura (UNESCO). Educación Física de Calidad (EFC): Guía para los Responsables Políticos. 2015. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002313/231340S.pdf
21.
21. Rosewater A. Learning to Play and Playing to Learn: Organized Sports and Educational Outcomes; Prepared for Team Up for Youth: Oakland, CA, USA, 2009.
22.
22. Säfvenbom R., Geldhof G. J., Haugen T. Sports clubs as accessible development alassets for all? Adolescents’ assessment of egalitarianism vs. elitism in sport clubs vs. school // Int. J. Sport Pol. Polit. 2015. № 6. P. 443–457.
23.
23. Torralba M. A. Evaluación de la coordinación motora en educación primaria de Barcelona y provincial / M. A. Torralba, M. B. Vieira, T. Lleixà et al. // Revista Internacional de Medicina y Ciencias de la Actividad Física y el Deporte. 2016. № 16 (62). P. 355–371. URL: http://cdeporte.rediris.es/revista/revista62/ artevaluacion696.htm
24.
24. Wiium N., Säfvenbom R. Participation in Organized Sports and Self-Organized Physical Activity: Associations with Developmental Factors // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. № 16. Р. 585. DOI: 10.3390/ijerph16040585
25.
25. Zaccagnini K. J. How Physical Education Teacher Education Majors Should Be Prepared to Teach Students with Hearing Loss: A National Needs Assessment. Amer ican Annals of the Deaf. 2005. № 150. P. 273–282. DOI: https://doi.org/10.1353/aad.2005.0038
26.
26. Zeng N. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review / N. Zeng, M. Ayyub, H. Sun et al. // Biomed Research International. 2017. ArticleID: 2760716. DOI: https://doi.org/10.1155/2017/2760716