Главная Выпуски № 1 (53)

СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ КОМПЛЕКСНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ

Науки о Земле , УДК: 908 DOI: 10.25688/2076-9091.2024.53.1.06

Авторы

  • Зотов Дмитрий Дмитриевич

Аннотация

В статье анализируется важность роли комплексного страноведения как области знаний синтетического и интегративного характера. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня положение страноведения в системе географических наук кризисное, несмотря на то что исследования стран и регионов мира по-прежнему являются востребованными. В связи с этим цель данного исследования — привлечь внимание к необходимости решения данной проблемы для дальнейшего развития географической науки, раскрыть важность страноведения как синтетической области знаний, рассмотреть его с точки зрения идей комплексности и системности географии. Современное состояние страноведения неблагоприятно с точки зрения развития географической науки, так как именно с помощью него проявляется сущность географии как общности наук. Несмотря на снижение роли комплексного страноведения, его значение для сохранения комплексного и интегративного характера географической науки велико. По мнению автора, восстановление положения страноведения является необходимым условием дальнейшего развития науки, так как размещение страноведения на стыке научных областей в сочетании и его междисциплинарными связями с другими науками способствует более качественному исследованию мирового развития территорий мира.

Как ссылаться

Зотов, Д. Д. (2024). СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ КОМПЛЕКСНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ Вестник МГПУ «Естественные науки», № 1 (53), 76. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2024.53.1.06
Список литературы
1. 1. Богучарсков В. Т. Хорологическая концепция А. Геттнера и современная ее интерпретация // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2004. № 8. С. 74–79.
2. 2. Воскресенская О. В. Формирование комплексных страноведческих знаний и умений в курсе школьной географии VII класса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 20 с.
3. 3. Горбанев В. А. Регионоведение, регионалистика, страноведение и региональная география // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). С. 90–91.
4. 4. Горбанев В. А. Ещё раз о единой географии // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). С. 53–58.
5. 5. Горбанев В. А., Голубчиков Ю. Н. Современная география в преодолении междисциплинарных барьеров // Известия Русского географического общества. 2016. № 5. С. 80–89.
6. 6. Душина И. В., Коринская В. А. География. Материки, океаны, народы и страны: метод. пособие. Москва: Просвещение; Дрофа, 2017. 144 с.
7. 7. Зиневич О. В. Актуальные вопросы региональных и международных исследований // Идеи и идеалы. 2015. № 4 (26). С. 119–127.
8. 8. Иванова М. В., Штанько М. А. Введение в регионоведение. Методы регионоведческих исследований: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 177 с.
9. 9. Исаченко А. Г. Актуальные вопросы интеграции географии (по поводу статьи Ю. Н. Голубчикова и В. А. Горбанева) // Известия Русского географического общества. 2016. № 148 (6). С. 73–77.
10. 10. Климанова О. А. Страноведение: от типовой характеристики к анализу региональных проблем: [презентация] // Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по искусству. URL: https://events.prosv.ru/uploads/2016/09/additions/ZBSxxUCoqxP67yC8J2f4s7earCkV8FsiqFnZoteF.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
11. 11. Колосов В. А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2008. № 1. С. 72–91.
12. 12. Крупко А. Э., Пономарева А. В. Современные направления экономико-географического страноведения // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2000. № 1. С. 57–59.
13. 13. Кузнецов А. В. Кризис страноведения в России на фоне растущего спроса на знания о зарубежных странах и регионах // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 6–25.
14. 14. Лобанов М. М., Куликова Н. В. Страноведческие исследования Центрально-Восточной Европы: как выйти из пике? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. № 14 (6). С. 237–256.
15. 15. Лобжанидзе А. А. Современное школьное географическое образование в России: проблемы и перспективы развития // Известия Русского географического общества. 2014. № 146 (2). С. 37–45.
16. 16. Макаренко В. В. Об объектно-предметном поле регионоведения и его месте в ряду других наук // Сравнительная политика. 2019. № 10 (4). С. 12–33.
17. 17. Минобразования России «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» // География. 2002. № 32. URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200203201 (дата обращения: 15.02.2024).
18. 18. Мироненко Н. С. Страноведение: теория и методы: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 269 с.
19. 19. Михайлов Ю. П. Нужно ли страноведение современной географии? // География и природа. Ресурсы. 2010. № 3. С. 145–150.
20. 20. Николай Мироненко. Страницы жизни. Научные идеи и работы. Педагогическая деятельность. Воспоминания / под ред. В. А. Колосова, Е. В. Милановой. М.: Издательство Московского университета, 2015. 352 с.
21. 21. Разумовский В. Н., Севастьянов Д. В. Регионоведение и страноведение в структуре географической науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 4. С. 81–86.
22. 22. Севастьянов Д. В. Страноведение как научная географическая основа международного туризма в СПбГУ: страницы истории и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2015. № 10 (1). С. 86–97.
23. 23. Трейвиш А. И. Страноведение: сборная без тренера? Проблемы состава, методологии и развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 26–42.
Скачать файл .pdf 862.87 кб