Главная Выпуски № 3 (55)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧИТАТИВОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Здоровьесберегающие технологии , УДК: 615.825.1 DOI: 10.25688/2076-9091.2024.55.3.11

Авторы

  • Потешкин Артем Валерьевич кандидат педагогических наук
  • Гриднева Виталина Викторовна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена достаточной распространенностью церебрального паралича (ЦП) среди неврологических нарушений, высокой инвалидизацией, сложностью в социализации людей с данным диагнозом. Имеется немалое количество работ, связанных с различными аспектами физической реабилитации данных людей, но авторами отмечена недостаточность научного обоснования применения речевой активности в процессе физической реабилитации при церебральном параличе. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование усовершенствованной методики лечебной гимнастики для детей 7–8 лет с церебральным параличом в форме спастической диплегии. В основном этапе эксперимента принимали участие 8 мальчиков 7–8 лет с ЦПв форме спастической диплегии III функционального класса. Уровень развития моторных функций определялся с помощью протокола К. А. Тромбли, а также шкалы оценки спастичности Эшворта (Ashworth Scale). Исследование проходило на базе областной больницы № 4 (Ишим). Занятия проводились по методике лечебной гимнастики Н. Н. Ефименко и Б. В. Сермеева, с включением речитативов. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета для статистического анализа Statistica, version 10. Для сравнения зависимых переменных использовался критерий Уилкоксона. Различия признавались достоверными при p < 0,05. По результатам исследования первоначальной оценки развития моторных функций был выявлен средний их уровень. В содержание усовершенствованной методики лечебной гимнастики на каждом этапе двигательного развития входили различные упражнения, выполняемые в сочетании с речитативами. В начале и конце каждого занятия использовались «Статические речитативы», а в основной части — «Динамические речитативы». При вторичной оценке было выявлено, что повышение уровня моторных функций отмечается по всем двигательным умениям, кроме умения «Вертикальная стойка». Средний уровень остался прежним (от 26 до 50 % всех движений). Отмечены достоверные различия в умении «Поднять голову лежа на спине», отсутствие изменения тонуса мышц.

Как ссылаться

Потешкин, А. В. & Гриднева, В. В. (2024). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧИТАТИВОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Вестник МГПУ «Естественные науки», № 3 (55), 121. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2024.55.3.11
Список литературы
1. 1. Бугун О. В. Комплексная реабилитация пациентов с двигательными нарушениями при спастических формах ДЦП // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2021. Т. 6, № 6–2. С. 82–91. https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.6-2.9
2. 2. Добрин А. В. Взаимосвязь сенсомоторной интеграции и двигательной активности студентов с заиканием, без речевых нарушений // Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С. 29–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43182468
3. 3. Куренков А. Л. Эффективность сочетанного применения ботулинотерапии и функциональной электрической стимуляции у амбулаторных пациентов со спастическими формами детского церебрального паралича // Неврологический журнал им. Л. О. Бадаляна. 2020. Т. 1, № 2. С. 80–90. https://doi.org/10.17816/2686-8997-2020-1-2-80-90
4. 4. Микитченко Н. А. Войта-терапия в медицинской реабилитации детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы // Вестник восстановительной медицины. 2022. Т. 21, № 4. С. 51–59. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2022-21-4-51-59
5. 5. Никитюк И. Е. Влияние роботизированной механотерапии в различных комбинациях с неинвазивной электростимуляцией мышц и спинного мозга на постуральный баланс у детей с тяжелыми формами ДЦП // Вестник восстановительной медицины. 2020. № 4 (98). С. 26–34. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-98-4-26-34
6. 6. Шакирова О. В. Иппотерапия как средство коррекции психофизиологического состояния и двигательных нарушений при детском церебральном параличе // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 84, № 4. С. 17–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44350990
7. 7. Blumetti F. C., Belloti J. C., Tamaoki M. J., Pinto J. A. Botulinum toxin type A in the treatment of lower limb spasticity in children with cerebral palsy // Cochrane Database Syst Rev. 2019. Vol. 10 (10). https://doi.org/10.1002/14651858.CD001408.pub2
8. 8. Ha S. Y., Sung Y. H. Vojta Approach Affects Neck Stability and Static Balance in Sitting Position of Children with Hypotonia // International Neurourology Journal. 2021. Vol. 25 (2). P. 90–95. https://doi.org/10.5213/inj.2142344.172
9. 9. Muñoz-Blanco E., Merino-Andrés J., Aguilar-Soto B., García Y. C., Puente-Villalba M., Pérez-Corrales J., Güeita-Rodríguez J. Influence of aquatic therapy in children and youth with cerebral palsy: A qualitative case study in a special education school // Int J Environ Res Public Health. 2020. Vol. 17 (10). P. 3690. https://doi.org/10.3390/ijerph17103690
10. 10. Zhou J. Y., Lowe E., Cahill-Rowley K., Mahtani G. B., Young J. L., Rose J. Influence of impaired selective motor control on gait in children with cerebral palsy // J Child Orthop. 2019. Vol. 13 (1). P. 73–81. https://doi.org/10.1302/1863-2548.13.180013
Скачать файл .pdf 540.94 кб