Главная Выпуски № 4 (56)

ВЛИЯНИЕ ИММЕРСИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИЮ ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ТИПОМ

Биологические науки , УДК: 612.8 DOI: 10.24412/2076-9091-2024-456-18-31

Авторы

  • Котов-Смоленский Артем Михайлович

Аннотация

В статье приведены данные об эффективности реализации иммерсивной двигательной тренировки постурального баланса у студентов с различным психофизиологическим типом. В исследовании изначально принимали участие 112 студентов-добровольцев (юношей и девушек) 2–3-х курсов МГПУ. В дальнейшем, согласно критериям исключения, выборку составили 40 испытуемых. Психофизиологический тип определяли по результатам простой зрительно-моторной реакции в ходе семиразовых визитов; уровень мотивации — с помощью методики Курганского – Немчина; особенности функции постурального баланса выявляли посредством инструментального стабилометрического исследования и пробы Бондаревского. Статистический анализ проводили посредством методов Манна – Уитни и Уилкосона при уровне значимости p < 0,05. В ЭГ получены позитивные статистически значимые изменения (p < 0,05) в показателях стабилограммы и пробы Бондаревского, свидетельствующие об эффективности дифференцировки условий иммерсивной среды при двигательной тренировке постурального баланса у студентов в зависимости от их психофизиологического типа. Результаты настоящего исследования показывают значимость учета психофизиологического типа занимающихся при двигательных тренировках в иммерсивной среде. Эффект дифференциации условий иммерсивной тренировки в зависимости от психофизиологического типа занимающихся проявляется в статистически значимом улучшении показателей стабилограммы. Данное обстоятельство позволяет рассматривать особенности функциональной организации головного мозга занимающихся как один из значимых критериев, учет которого может дать прогноз успешности таких тренировок. Понимание механизмов воздействия иммерсивных двигательных тренировок на организм человека позволит повысить ценность иммерсивного подхода при физическом воспитании, оздоровительных воздействиях физической культуры, а также при подготовке спортсменов в области фиджитал-спорта и создании адекватных условий для реализации соревновательной деятельности. Для установления закономерностей функционирования организма человека в условиях иммерсионного воздействия в рамках какой-либо деятельности необходимо продолжать исследования в данной области.

Как ссылаться

Котов-Смоленский, А. М. (2024). ВЛИЯНИЕ ИММЕРСИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИЮ ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ТИПОМ Вестник МГПУ «Естественные науки», № 4 (56), 18. https://doi.org/10.24412/2076-9091-2024-456-18-31
Список литературы
1. 1. Байгужин П. А., Шибкова Д. З. Функциональное состояние центральной нервной системы при воздействии слабоструктурированной информации // Человек. Спорт. Медицина. 2017. № 4. С. 32–42.
2. 2. Галицын С. В., Зиганшин О. З., Попов П. Д., Волошин Г. Р. Перспективы развития фиджитал-спорта на студенческом уровне // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. № 8 (222). С. 87–91.
3. 3. Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. С. 112–115.
4. 4. Гроховский С. С., Кубряк О. В. Метод интегральной оценки эффективности регуляции позы человека // Медицинская техника. 2018. № 2. С. 49–52.
5. 5. Иванова Г. Е., Исакова Е. В., Кривошей И. В., Котов С. В., Кубряк О. В. Формирование консенсуса специалистов в применении стабилометрии и биоуправления по опорной реакции // Вестник восстановительной медицины. 2019. № 1. С. 16–21.
6. 6. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Яковлева К. Н., Аксенова А. В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38–52.
7. 7. Корельская И. Е., Кузнецов А. А. Экспресс оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 194–197.
8. 8. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 174–178.
9. 9. Котов Г. С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и проблемы реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 179–181.
10. 10. Кубряк О. В., Багдасарьян Н. Г., Герасименко М. Ю., Краснов В. Н., Кулябина Е. В., Подвойский Д. Г., Трущелев С. А. О критичности врача: междисциплинарный подход // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 295–313.
11. 11. Кубряк О. В., Гроховский С. С. Практическая стабилометрия. Статические двигательно-когнитивные тесты с биологической обратной связью по опорной реакции: учебно-методическое пособие. Москва: Маска, 2012. 88 с.
12. 12. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Нейрософт, 2008. 216 с.
13. 13. Mallari B., Spaeth E. K., Goh H., Boyd B. S. Virtual reality as an analgesic for acute and chronic pain in adults: a systematic review and meta-analysis // J Pain Res. 2019. № 12. Р. 2053–2085.
Скачать файл .pdf 1023.32 кб