Главная Выпуски 2022, №1 (45)

Бодипозитив в современных социальных дискурсах: медиа, реклама, мода

Социальные предпосылки формирования физической культуры , УДК: 659 DOI: 10.25688/2076-9091.2022.45.1.5

Авторы

  • Юдина Елена Юрьевна кандидат исторических наук
  • Торопина Наталья Юрьевна

Аннотация

В статье рассмотрен феномен бодипозитива с точки зрения его аксиологического содержания и социальных практик, в которых он находит отражение сегодня. Представлен анализ рекламных материалов, отражающих отношение брендов к идее бодипозитива, изменения в стандартах красоты в сопряжении с трендами в моде, а также дискриминационные практики, связанные с оценкой и восприятием внешности, тела человека. Проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта использования брендами идей бодипозитива в рекламных кампаниях, публикациях и так далее. Актуальность работы обусловливается растущим интересом к позиционированию образа индивида, выходу из фреймов, заданных медийным пространством.

Как ссылаться

Юдина, Е. Ю. & Торопина, Н. Ю. (2022). Бодипозитив в современных социальных дискурсах: медиа, реклама, мода Вестник МГПУ «Естественные науки», 2022, №1 (45), 53. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2022.45.1.5
Список литературы
1. 1. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. 512 с.
2. 2. Бодипозитив, невежество и феминизм — чем реклама брендов бесила рунет [Электронный ресурс] // Новости рекламы и маркетинга | AdIndex.ru. 2020. 17 февраля. URL: https://adindex.ru/news/adyummy/2020/02/17/279623.phtml (дата обращения: 08.07.2021).
3. 3. Быховская И. М. Коммуникации в спорте и «околоспорта»: вехи на пути к медиатизации / И. М. Быховская, И. Ю. Люлевич, Д. В. Дзигуа, Е. Ю. Юдина, А. Ю. Бородкин // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10. № 1. С. 64–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44687187 (дата обращения: 25.04.2021).
4. 4. Васютченко Л. А. Бодипозитив в рекламе нижнего белья // Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. Москва, 2019. С. 155–156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42717899 (дата обращения: 08.07.2021).
5. 5. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне. 2-е изд., доп. / под ред. В. О. Пигулевского, А. В. Овруцкого. Харьков: Гуманитарный центр, 2015. 432 с.
6. 6. Ворона Т. Британский бодипозитив: 6 рекламных роликов, которые разрушают стереотипы [Электронный ресурс] // MC.Today. 2017. 22 мая. URL: https://mc.today/britanskij-bodipozitiv-6-reklamnyh-rolikov-kotorye-razrushayut-stereotipy/ (дата обращения: 24.02.2021).
7. 7. Герус А. Краснеют все: почему реклама для женщин редко бывает хорошей [Электронный ресурс] // Performance360 — платформа для общения профессионалов и новичков интернет-маркетинга. 2019. 6 февраля. URL: https://performance360.ru/femvertising/ (дата обращения: 24.02.2021).
8. 8. Демшина А. Ю. Мода в контексте визуальной культуры. Вторая половина ХХ – начало XXI вв. Санкт-Петербург: Астерион, 2009. 105 с.
9. 9. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. Санкт-Петербург: Астерион, 2010. 190 с.
10. 10. Dove заплатит брендам за инклюзивную рекламу, но на 60 % россиян она не подействует [Электронный ресурс] // Performance360 — платформа для общения профессионалов и новичков интернет-маркетинга. 2021. 25 марта. URL: https://performance360.ru/dove-brands-models-divercity-campaign/ (дата обращения: 28.06.2021).
11. 11. Исследование TexTerra: россияне готовы к нетрадиционной рекламе, но только на словах [Электронный ресурс] // TexTerra — агентство интернет-маркетинга. 2021. 25 марта. URL: https://texterra.ru/blog/issledovanie-texterra-rossiyane-gotovy-knetraditsionnoy-reklame-no-tolko-na-slovakh.html (дата обращения: 28.06.2021).
12. 12. Климова Е. А. Специфика бодипозитива в России // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября – 3 ноября 2016 г. / Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, 2016. С. 36–37.
13. 13. Кондакова Ю., Шалотонова А. Как соцсети показывают наши тела [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Выход». 2019. 14 мая. URL: https://ttexit.ru/socialmedia-and-bodies/ (дата обращения: 24.02.2021).
14. 14. Красота требует жертв? Отношение россиян к бодипозитиву [Электронный ресурс] // ИОМ «Анкетолог». 2019. 14 июня. URL: https://iom.anketolog.ru/2019/06/04/bodipozitiv (дата обращения: 24.02.2021).
15. 15. Лаптон Д. Жирные / пер. с англ. А. Архиповой; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 224 с.
16. 16. Люлевич И. Ю. Спортивный медиатекст как репрезентация современной культурной ситуации // Информационное пространство современного спорта: социо-культурные и лингвистические аспекты: материалы унив. науч.-практ. конф., 1 марта 2017 г. Москва, 2017. С. 112–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28953832 (дата обращения: 15.05.2021).
17. 17. Мейханаджян К. Женский стендап [Видео] // Facebook. 2020. 22 декабря. URL: https://www.facebook.com/femalestandup/videos/151053926466844 (дата обращения: 28.06.2021).
18. 18. «Мода плюс»: поза и тело плюс-сайз на страницах журнала Vogue в 1986–1988 годах // Теория моды. 2017. Апрель. № 46. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/46_tm_4_2017/article/19301/ (дата обращения: 28.06.2021).
19. 19. Месяц бодипозитива и волосатых женщин: дайджест интересной рекламы за октябрь 2019 [Электронный ресурс] // Блог CyberMarketing про интернет-маркетинг. 2019. 12 ноября. URL: https://blog.cybermarketing.ru/dajdzhest-interesnoj-reklamy-zaoktyabr-2019/ (дата обращения: 09.07.2021).
20. 20. Моисеева М. Бодипозитив как тренд в маркетинге: стоит ли пробовать его в России? [Электронный ресурс] // TexTerra — агентство интернет-маркетинга. 2020. 20 марта. URL: https://texterra.ru/blog/bodipozitiv-kak-trend-v-marketinge-stoit-liprobovat-ego-v-rossii.html (дата обращения: 24.02.2021).
21. 21. Новиков А. Петербуржцев возмутила дискриминация полных людей в рекламе. УФАС проведет проверку [Электронный ресурс] // Российское интернет-издание и агрегатор новостей — TJ | Новости. 2020. 19 февраля. URL: https://tjournal.ru/news/144555-peterburzhcev-vozmutila-diskriminaciya-polnyh-lyudey-v-reklame-ufasprovedet-proverku (дата обращения: 24.02.2021).
22. 22. Нужен ли бодипозитив потребителям? [Электронный ресурс] // Performance360 — платформа для общения профессионалов и новичков интернет-маркетинга. 2019. 18 сентября. URL: https://performance360.ru/bodyposititive/ (дата обращения: 28.06.2021).
23. 23. Посмотрите на девушек, которые заменят «ангелов» Victoria’s Secret [Электронный ресурс] // Сайт о творчестве — Adme.ru. URL: https://www.adme.ru/svobodakultura/posmotrite-na-devushek-kotorye-zamenyat-angelov-victorias-secret-2510502/?fbclid=IwAR16GPT2fdgBtLOvC5iBkn08Ore6D17Mns8wJPP1ZwXnnvRTNIJcZU47c0Y (дата обращения: 21.06.2021).
24. 24. Проект #ПокажитеНас [Электронный ресурс] // Официальный сайт Dove. URL: https://www.dove.com/ru/stories/campaigns/showus.html (дата обращения: 15.02.2021).
25. 25. Рапай К. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 236 с.
26. 26. Рекламные кампании, продвигающие разнообразие красоты. Cyrille Gassiline, Lush, Selfridges и другие бренды, ломающие стереотипы [Электронный ресурс] // Wonderzine — сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях. 2016. 5 мая. URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/218393-body-positive (дата обращения: 07.07.2021).
27. 27. Россияне раскритиковали adidas после бодипозитивного поста в Instagram [Электронный ресурс] // New Retail — портал о розничной торговле и электронной коммерции. 2021. 15 марта. URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/rossiyane_raskritikovali_adidas_posle_bodipozitivnogo_posta_v_instagram1421/ (дата обращения: 08.07.2021).
28. 28. Савина А. Как компании зарабатывают на бодипозитиве. Маркетинговая сила plus size и отказа от ретуши [Электронный ресурс] // Интернет-журнал о бизнесе в России «Секрет фирмы». 2016. 15 января. URL: https://secretmag.ru/trends/tendencies/body-positive.htm (дата обращения: 29.06.2021).
29. 29. Сальникова Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 465 с.
30. 30. Сироткина И. Тело снова в моде: корпореальность в эпоху пандемии [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение | Журнал «Теория моды: одежда, тело культура». 2021. № 59 (1). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/tm_59_1_2021/article/23376/ (дата обращения: 01.07.2021).
31. 31. Соломатина И. Немодный возраст: о роли старения в системе моды [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение | Журнал «Теория моды: одежда, тело культура». 2016. № 41 (3). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/41_tm_3_2016/article/12044/ (дата обращения: 01.07.2021).
32. 32. Ставицкий А. В рекламе Adidas снялась полная русская модель. Поклонники бренда в ярости [Электронный ресурс] // Палач — Гаджеты, скидки и медиа. 2021. 12 марта. URL: https://click-or-die.ru/2021/03/luchshaya-reklama-nike-adidas-proreklamirovala-polnayarusskaya-model-poklonniki-brendy-v-yarosti/ (дата обращения: 09.07.2021).
33. 33. Торопина Н. Ю., Юдина Е. Ю. Проявление дискриминационных практик в образовательной среде // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам XI Научно-практической конференции с международным участием, 23 апреля 2021 г., МГПУ. М.: Лика, 2021. С. 268–272. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45711055 (дата обращения: 29.06.2021).
34. 34. Холмогоров Е. Трудно быть толстым. Очередная глупая реклама напомнила о тех, кого дискриминируют чаще всего [Электронный ресурс] // Сетевое издание «360tv.ru». 2019. 15 февраля. URL: https://360tv.ru/news/tekst/trudno-byt-tolstym/ (дата обращения: 24.02.2021).
35. 35. Хренов Н. А. Визуальная коммуникация: культурологические исследования. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 480 с.
36. 36. Щербакова И. Как устроено первое в России агентство возрастных моделей Oldushka [Электронный ресурс] // L’OFFICIEL Россия | Журнал L’OFFICIEL Russia. 2018. 13 февраля. URL: https://www.lofficielrussia.ru/moda/oldushka-interview (дата обращения: 24.02.2021).
37. 37. Яровая А. Бодипозитив в рекламе и моде [Электронный ресурс] // Российское интернет-издание и агрегатор новостей — TJ | Вопросы. 2020. 26 января. URL: https://tjournal.ru/ask/138850-bodipozitiv-v-reklame-i-mode (дата обращения: 24.02.2021).
38. 38. Cooper C. There’s no need for this obesity epidemic hysteria [Электронный ресурс] // Британский новостной и медиа-сайт Theguardian.com. 2013. 18 февраля. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/feb/18/obesity-epidemic-hysteria (дата обращения: 28.06.2021).
39. 39. Farrington N., Hall L., Kilvington D., Price J., Saeed A. Sport, racism, and social media. London: Routledge, 2014.
40. 40. Manovich L. Cultural Analytics. The MIT Press, 2020. 336 р.
41. 41. Moulton N. Сможет ли бодипозитив прижиться в бьюти-индустрии [Электронный ресурс] // VOGUE — сайт о моде, стиле, культуре и красоте. 2019. 25 июля. URL: https://www.vogue.ru/beauty/news/smozhet-li-bodipozitiv-prizhitsya-v-byuti-industrii (дата обращения: 05.05.2021).