Главная Выпуски 2023, №3 (51)

Изучение уровней стресса и стратегий его преодоления у спортсменов в дзюдо

Естественнонаучные основы физического воспитания и спортивной тренировки , УДК: 159.944.4:796.853.23 DOI: 10.25688/2076-9091.2023.51.3.05

Авторы

  • Атасой Мурат PhD, доцент
  • Туркчапар Унал профессор
  • Полат Камил

Аннотация

В статье приведено исследование, направленное на определение того, как стратегии борьбы со стрессом у дзюдоистов определяются видом спорта, которым они занимаются. В исследовании используется метод скрининга, который носит описательный и дедуктивный характер. Исследование проводилось в 2022 году. В нем принимали участие 134 действующих дзюдоистов, базирующихся в г. Бишкеке (Кыргызстан). Для сбора эмпирических данных авторы использовали форму демографической информации и Перечень стратегий для борьбы со стрессом в спортивных масштабах. Собранные данные обрабатывали с помощью статистического программного обеспечения SPSS 25.0. Другие процедуры включали t-тест Стьюдента для парного сравнения с использованием собранных данных, тест ANOVA для множественных парных сравнений и тест Тьюки для множественного сравнения и расшифровки существенных различий между группами. Что касается гендерной переменной, то между спортсменами-мужчинами и спортсменами-женщинами была существенная разница в том, насколько высоко они оценивали подшкалы умственной образности, выход неприятных эмоций и умственного отвлечения. В среднем мужчины набирали более высокие, чем женщины, подшкалы логического анализа и разделения в зависимости от их спортивного уровня и статуса (не) члена сборной. Были также значительные различия в оценках участников по: подшкалам поиска поддержки, логическому анализу и разделению в зависимости от их конкурентного уровня; подшкалам контроля мышления, умственных образов, затрат усилий и поиска поддержки в зависимости от возрастной переменной; масштабу умственного образа, зависящему от переменной конкурентного опыта.

Как ссылаться

Атасой, М. ., Туркчапар, У. . & Полат, К. . (2023). Изучение уровней стресса и стратегий его преодоления у спортсменов в дзюдо Вестник МГПУ «Естественные науки», 2023, №3 (51), 61. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2023.51.3.05
Список литературы
1. 1. Arsan N. Türkiye’de sporcuların stresle başa çıkma davranışlarının belirlenmesi // Yayımlanmamış Yüksek Lisans Tezi. Hacettepe Üniversitesi Sağlık Bilimleri Enstitüsü Spor Bilimleri Ve Teknolojisi Programı. Ankara, 2007.
2. 2. Balci A. Öğretim Elemanının İş Stresi Kuram ve Uygulama. Ankara: Nobel Yayın Dağıtım, 2000.
3. 3. Balcıoğlu İ., Savrun M. Stres ve hormonlar // Türkiye Klinikleri Psikiyatri Dergisi. 2001. Т. 2. № 1. Р. 43–50.
4. 4. Baltaş A., Baltaş Z. Stres ve başaçıkma yolları. (20. Baskı). İstanbul: Remzi Kitabevi, 2000.
5. 5. Bebetsos E., Antoniou P. Psychological skills of Greek badminton athlete’s // Perceptual and motor skills. 2003. Т. 97. № 3_suppl. Р. 1289–1296.
6. 6. Bozkurt T. Stres / T. Bozkurt, M. Uluğ, A. Çelik Turpoğlu et al. İstanbul: TC İstanbul Kültür Üniversitesi Yayınları, 2010. 26 р.
7. 7. Bulut Bozkurt N. İlköğretim öğretmenlerinde, stres yaratan yaşam olayları ve stresle başaçıkma tarzlarının çeşitli değişkenlerle ilişkisi // Gazi Üniversitesi Kastamonu Eğitim Dergisi. 2005. Т. 13. № 2. Р. 467–478.
8. 8. Çardak M. İlköğretim okullarında çalışan öğretmenlerin iş doyumu ile stresle başaçıkma yolları: dis. Sosyal Bilimler Enstitüsü. 2002.
9. 9. Çetin M. Ç. Beden eğitimi ve spor yüksekokulu öğrencilerinin karar verme stilleri, sosyal beceri düzeyleri ve stresle başa çıkma biçimlerinin bazı değişkenler açısından karşılaştırmalı olarak incelenmesi // DoNtora Tezi, Gazi Üniversitesi, AnNara, TürNiye. 2009.
10. 10. Doğaner S. Düzenli Egzersiz Programının Bireylerin Stres. Mutluluk ve Serbest Zaman Doyum Düzeylerine Etkisi, Doktora Tezi, Ankara Üniversitesi, Sağlık Bilimleri Enstitüsü. Ankara. 2017
11. 11. Ford C. G., Shook N. J. Negative cognitive bias and perceived stress: Independent mediators of the relation between mindfulness and emotional distress // Mindfulness. 2019. Т. 10. Р. 100–110.
12. 12. Goyen M. J., Anshel M. H. Sources of acute competitive stress and use of coping strategies as a function of age and gender // Journal of Applied Developmental Psychology. 1998. Т. 19. № 3. Р. 469–486.
13. 13. George D., Mallery M. Using SPSS for Windows step by step: a simple guide and reference. 2003.
14. 14. Gündoğdu R., Adıgüzel Ö. Stres ve yaratıcı drama: Üniversite öğrencileri ile yapılan bir çalışma // Yaratıcı Drama Dergisi. 2016. Т. 11. № 1. Р. 45–70.
15. 15. Eraslan M., Karafil A. Y, Atay E. Üniversiteler arası spor müsabakalarına katılan muay thai sporcularının şiddet eğilimlerinin değerlendirilmesi-assessment of vıolence tendency of muay thaı athletes partıcıpatıng ın ıntercollegıate sport competıtıons // Mehmet Akif Ersoy Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2017. Т. 9. № 22. Р. 404–412.
16. 16. Karasar N. Araştırmalarda Rapor Hazırlama // Nobel Yayınevi. Ankara, 2009.
17. 17. Kırımoğlu H., Yıldırım Y., Temiz A. İlk ve ortaöğretim okullarında görev yapan beden eğitimi ve spor öğretmenlerinin yılmazlık düzeylerinin incelenmesi (Hatay ili örneği). 2010.
18. 18. Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks // Annual review of psychology. 1993. Т. 44. № 1. Р. 1–22.
19. 19. Selye H. The Evolution of the Stress Concept: The originator of the concept traces its development from the discovery in 1936 of the alarm reaction to modern therapeutic applications of syntoxic and catatoxic hormones // American scientist. 1973. Т. 61. № 6. Р. 692–699.
20. 20. Tuncel Z., Yalçınkaya A. M. Futbolcuların Stres Düzeyleri ve Başa Çıkma Stratejileri H // Ü. Spor Bilimleri T, Okulu. 2000. Р. 3–5.
Скачать файл .pdf 492.12 кб