Авторы
- Шалабодина Виктория Андреевна
Аннотация
Двигательная активность сопровождает человека почти во всех сферах его деятельности и имеет как условную, так и безусловную природу возникновения. Она принимает множество форм: от прогулок на улице и всевозможных игр до различных форм физических упражнений, выполняемых как самостоятельно,
так и в рамках учебных занятий или спортивных тренировок. На протяжении жизни у человека формируется культура этой двигательной активности, которая подразумевает появление у него знаний, навыков и умений, способствующих сохранению, поддержанию и улучшению состояния его здоровья. Место двигательной активности, а также формирование связанной с ней культуры является в том или ином обществе предметом осмысления для многих теоретиков физической культуры, становясь причиной определенного научного дискурса. В данной статье представлен взгляд на двигательную активность в первую очередь как на социокультурное явление, имеющее исключительно условную природу возникновения и переходящую в осмысленную двигательную деятельность. В подробном ретроспективном анализе были выявлены основные черты и характеристики данной культуры на том или ином этапе развития общества с особым упором на образовательную деятельность как на ключевой фактор, влияющий на повышение культурного уровня населения. Некоторые тезисы, изложенные в данной статье, имеют важное значение для построения и осмысления дальнейших концепций формирования культуры двигательной активности как в условиях образовательного процесса, так и за его пределами.
Как ссылаться
Шалабодина, В. А. (2022). Место двигательной активности в социокультурной парадигме общества: от зачатков цивилизации до пандемии COVID-19 Вестник МГПУ «Естественные науки», 2022, №1 (45), 71. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2022.45.1.6
Список литературы
1.
1. Алимов Г. М. Генезис теории физического воспитания в просветительской педагогике России XVIII века // Наука и школа. 2012. № 3. С. 152–156.
2.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.
3.
3. Володина А. А. Актуальность ГТО в России, проблемы проведения ГТО и их решение // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. Т. 11. Ч. 2. С. 169–173.
4.
4. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. 2-е изд., доп. М.: Мариос, 2011. 456 с.
5.
5. Егоров, А. С., Скодорова А. Д., Степанова И. С. Физическая активность в условиях самоизоляции и профилактика гиподинамии // Студенческий вестник. 2020. № 22–1 (120). С. 95–100.
6.
6. Закиров Т. Р. Основные этапы развития физического воспитания в вузах Татарстана (вторая половина XX – начало XXI веков) // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 81–83
7.
7. Касатова Л. В. История физвоспитания и спорта в Казанском университете: Ради здоровья студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. 36 с.
8.
8. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. Организация Объединенных Наций, август 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf
9.
9. Копейкина Т. Е. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Копейкина Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. Архангельск, 2010. 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1190
10.
10. Краснов И. С., Тихонов Б. Г. Кафедре физической культуры и спорта СПбГУ 100 лет // Санкт-Петербургский университет. 2001. 26 окт. № 26 (3580). С. 1–2.
11.
11. Курамшин Ю. Ф. Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20–40 годы XX века // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 67–71.
12.
12. Михайлов Б. М. История кафедры физической культуры и спорта СПбГУ // Университет олимпийский: Спортивный мир Петербургского университета. СПб.: Культурный фонд «Знаменитые универсанты», 2013. 184 с. С. 142–150.
13.
13. Михайлов Б. А., Намозова С. Ш. Истоки развития студенческого спорта в вузах России и Санкт-Петербурга в начале XX века // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12. С. 19.
14.
14. Наговицын Р. С., Ипатов И. В. Формирование физической культуры личности студентов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 22–24.
15.
15. Наприенков А. А. Студенческий спорт в России: практика организации первых кружков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 129–134.
16.
16. Олейников И. Ф. Развитие физической культуры и спорта в вузах СССР (1946–1968 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970. 27 с.
17.
17. Опыт применения дистанционной фитнес-системы США в процессе физического воспитания студентов России / Ю. А. Бубенцова, Ю. А. Постольник, В. А. Шалабодина, Т. А. Байер // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2021. № 2 (42). С. 56–64. DOI: 10.25688/2076-9091.2021.42.2.7
18.
18. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.
19.
19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ч. 2. Ст. 2159.
20.
20. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540.
21.
21. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. 186 с.
22.
22. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-Комаров, Л. Б. Ефимова-Комарова, Е. А. Назаренко, М. В. Пучкова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 3–10.
23.
23. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. М.: ОГИЗ – Физкультура и туризм, 1937. 108 с.
24.
24. Славеницкий Е. Гражданство обычаев детских // История педагогики в России / сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 1999.
25.
25. Солдатова М. А. Роль личности в истории становления отечественного спорта конца XIX века // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 2 (35). С. 77–81.
26.
26. Сохибова К. Ш., Стукалина Н. С., Шалабодина В. А. Тестирование спортивного потенциала детей как один из факторов формирования культуры двигательной активности общества // Шаг в науку: материалы IV Научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской), Москва, 18 декабря 2020 г. Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. С. 474–477.
27.
27. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212.
28.
28. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: пер. с англ. / под ред., с предисл. и прим. В. К. Никольского. М.: Госсоцэкониздат, 1939. 567 с.: ил.
29.
29. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 795 с.
30.
30. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/federal-laws/230/
31.
31. Физическая культура в высших технических учебных заведениях: типовая программа и система средств по физической культуре / Глав. управление учеб. заведениями НКТП СССР, ком. физ. культуры. М.: Изд-во Наркомата тяжелой промышленности, 1933. 72 с.
32.
32. Чернова А. О., Шалабодина В. А. Пути повышения мотивации к физкультурному образованию: анализ использования студентами мобильных приложений // Шаг в науку: материалы IV Научно-практической конференции молодых ученых (II всероссийской), Москва, 18 декабря 2020 года, Московский городской педагогический университет. Москва, 2020. С. 196–199.
33.
33. Чистяков В. А., Давиденко Д. Н., Григорьев В. И. Государственный образовательный стандарт — стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 4 (74). С. 39–45.
34.
34. Шестакова И. Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 20–29.
35.
35. Щенкова И. П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «физическая культура // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. Т. 5–3 (44). С. 190–193.
36.
36. Яковенко Д. В., Ефимова Е. В., Демченко Д. Л. Физическая культура в онлайн-пространстве // Цифровая трансформация современного образования: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием, Чебоксары, 2 ноября 2020 г. Чебоксары: Среда, 2020. С. 133–137.
37.
37. Доклад ОЭСР: Обеспечение динамичности и инклюзивности физического воспитания в период до 2030 года. ОЭСР, 2019.
38.
38. Шалабодина В. А. Концепция модернизации учебника в эпоху информационных технологий: физкультура и вызовы современности // ТСНИ 2021: учебник: Фокус на национальную идентичность студентов, Москва, 20–24 апреля 2021 года. Москва: ARPHA Proceedings, 2021. С. 795–811. DOI: 10.3897/ap.е4.e0795
39.
39. Mental health and psychosocial considerations during the COVID-19 outbreak. World Health Organization, 2020. 6 p. (Соображения по психическому здоровью во время вспышки COVID-19. Всемирная организация здравоохранения, 2020. 6 с.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/publications/i/item/WHO-2019-nCoV-MentalHealth-2020.1
40.
40. School policy framework : implementation of the WHO global strategy on diet, physical activity and health. World Health Organization, 2008. 48 p. (Рамки школьной политики: осуществление Глобальной стратегии ВОЗ в области питания, физической активности и здоровья. Всемирная организация здравоохранения, 2008. 48 с.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/43923